Экологическая тропа


Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»

Основная образовательная область «Познание»

Интеграция«Познание»«Коммуникация»«Художественное творчество»«Физическая культура»«Труд»«Социализация».

Тема«Путешествие по экологической тропе».

Детский сад: №

Возраст: 5-6 лет

Цель: формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

Обучающие задачи:

Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы: берёзой, шиповником, цветником, огородом; их особенностями (строением - ствол, ветви, листья, корни).

• Расширять знания детей о растениях экологической тропы детского сада;

• Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических

связях между неживой и живой природой.

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

• Учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания.

Развивающие задачи:

• Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.

Активизировать и обогащать словарь детей: шершавая, гладкая, прохладная, семена, кора, ажурные листочки, плодородная земля.

• Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

• Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

• Развивать связную речь;

• Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи:

• Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

• Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

• Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Предварительная работа:

• Наблюдения в природе.

• Создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.

• Разработка маршрута.

• Заучивание стихотворений.

• Подбор игр, загадок.

• Выполнение физкультурных разминок;

• Чтение произведений художественной литературы с описанием.

Развивающая среда: воздушные шары, конверт (письмо, ведерко с перчатками, ведра для опыта с сухим и сырым песком, савки, лейка, маски птиц, корзинка с угощением, Берендей – хранитель экологической тропы /резная поделка из дерева /

Тип занятия: комбинированный

Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.

 

Оборудование.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам-объектам отмеченным указателями. В состав экологической тропинки входят объекты,такие как:

1. «Береза».

2. «Огород».

3. «Птичий городок»

4. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»

5. «Кустарник».

6. «Цветник»

Вывод:

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации:

• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Ход занятия:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро».

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим.

-- Ребята, утром я обнаружила необычное письмо. Послушайте его.

«Дорогие мои маленькие друзья! Я – хранитель экологической тропы Берендей.

Я присматриваю за природой вокруг. Вам, как моим помощникам, я поручаю сегодня вместо меня пройтись по экологической тропе д/сада и все внимательно осмотреть. Все ли в порядке? Я буду вам благодарен за работу. Предлагаю вам карту-путеводитель, которая приведет вас к природным объектам, расположенных на территории д/сада, которые я отметил воздушными шарами».

-- А вот и карта - путеводитель, по которой предлагает нам пройти хранитель экологической тропы Берендей.

--Ребята, а вы, знаете, что такое экологическая тропа? /нет/ А, простая, тропа? /да/

- Это путь, по которому куда-то идут люди;

- Это дорожка, у которой есть начало и конец;

- Она обязательно куда-то ведет.

--Да, конечно, путь, обязательно приводит куда-то или до чего-то. Но, мы сегодня пойдем не по простой тропе, а по экологической. Значит, путешествие наше будет с определенной целью – сохранить природу в наилучшем ее состоянии, а если придется (необходимо, то и спасти ее от непредвиденных ситуаций.

-- Ребята, кто знает, что такое природа? /это все вокруг нас, это животный и растительный мир/

-- Скажите, природа бывает какой? /живой и неживой/

-- Какие объекты природы относятся к живой природе? /деревья, кустарники, трава, цветы, птицы, насекомые, животные /

--Объясните, почему? /Потому что, они могут расти, дышать, питаться, болеть, плодиться (размножаться)/

--А, что относится к неживой природе? /небо, тучи, облака, солнце, вода, песок, земля, воздух, ветер/

--Почему? / потому что не растут, не дышат, не питаются и т. д. / --Хорошо, ребята.

1 объект

Воспитатель смотрит на карту и объявляет: Первый объект «Дерево». Отгадайте загадку.

Стоит Алёна, Платок зелёный,

Тонкий стан, Белый сарафан. /Береза/

--Правильно. Ребята, скажите, береза – это объект живой природы или неживой? /живой/

-- Береза своей красотой вызывает восхищенье, полюбуйтесь ей. Берёзка – символ нашей Родины и символ красоты нашей родной природы. Люди издавна называют ее «красавицей русского леса» и посвящают ей песни и стихи.А кто из вас расскажет стихотворение о березе:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

-- Молодец. Давайте, прикоснемся к стволу и поздороваемся с ней. /Здороваются/ --Рассмотрим строение дерева. Что есть у березки?

/корень, ствол, ветки, листья, сережки- плоды/

-- Корни, какие? /. / Ствол белый с черными отметинами -- у основания шире; чем выше, тем тоньше. Ветви—тонкие, длиные (раскидистая крона). Листья – резные. Сережки.

-- Вот, мы и осмотрели березу, скажите, все ли в порядке, ничего ей не угрожает? (ответы). Растет, живет. Тогда посмотрим в путеводитель и продолжим путь к следующему объекту «Чудесный огород» отмеченного шариком по стрелкам—указателям направления.

Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой: Береги природу друг,

будет красота вокруг.

2объект

-- Ребята, а что такое огород? /это огражденное место, где выращивают овощи, зелень, ягоды /

-- Для чего выращивают овощи? / мы из них готовим пищу, и едим свежими /

-- Как называют профессию человека, который выращивает овощи? /овощевод /

-- Рассмотрите наш огород, назовите знакомые вам растения /ответы детей/. Какие вы еще знаете?

-- Скажите, растения нашего огорода являются объектами какой природы? / живой /

-- А как их выращивают? /рассаду, семена высаживают в грунт (почву) на грядки, поливают, рыхлят почву, удаляют сорняки/

--Что еще нужно для роста растений? /Солнце – согревает своим теплом, дает свет;

Воздух – попадает в почву и они дышат;

Вода – увлажняет почву;

Почва – питает растения.

-- Молодцы, теперь посмотрим в карту, следующий объект "Скворечник"

 

3 объект

--Ой, ребята, я что-то слышу, а вы? / Нет, что?/

--Давайте присядем на скамеечку и прислушаемся, /пауза/ что слышите? Птицы поют.

--Ребята, а как вы думаете, птиц можно отнести к живой природе? /Да, это живая природа, они как и всё живое - питаются растут болеют, размножаются/

Скажите, каких птиц вы знаете? (ответы)

--Ребята,отгадайте загадку: Между веток новый дом

Нет ни двери в доме том

Только круглое окошко

Не пролезет даже кошка

/Скворечник/- это объект, сделанный руками человека

--Для каких птиц делают скворечники? / для скворцов /

--Откуда он взялся на участке? /мы повесили весной /

-- Кто приготовил это искусственное гнездовье для птиц? / наши папы, дедушки /

--Какие еще птицы могут селиться в них? /синички, воробьи, трясогузки/

--Дети, а как мы с вами заботимся о птицах?

--зимой мы их подкармливаем:насыпаем корм в кормушки: семечки, хлебные крошки, зернышки, крупу;

--весной мастерим для них скворечники и вешаем их на деревья.

-- Мы потрудились хорошо, на территории нашего сада скворечников много.

4 объект

--Давайте поиграем в П/игру «Скворушки» -- объект «Спортивный отдых»

Правила:

Число игроков, принимающих участие в игре, должно быть нечетным. В разных местах игровой площадки чертятся круги по числу пар играющих. Это «домики-скворечники». В каждом таком «скворечнике» размещается по два «скворца» - дети. В результате один «скворец» останется без домика и пары.

По сигналу воспитателя «День» скворцы вылетают из своих домиков и разбегаются («летают») по игровой площадке. Они бегают, прыгают, машут руками- «крыльями». По сигналу воспитателя «Ночь»«Скворцы прилетели.» дети спешат вернуться в любой свободный домик-«скворечник», чтобы занять его в паре.

Опоздавший «скворец» остается без пары и без дома, игра повторяется несколько раз. По окончании игры воспитатель подводит итоги, хвалит детей. – Молодцы, повеселились и размялись.

5 объект

--Пора к следующему объекту, ребята, смотрим на карту -- объект «Кустарник»

--Ребята, кто из вас знает, что это за растение? / это кустарник/

-- Куст это живая природа или неживая?

-- Здесь растет куст шиповника. Осторожно, у шиповника есть колючки или шипы, как у розы. Потому его и называют «шиповник». У него и цветы похожи на розу. В июне он весь покрыт зелеными колбочками. Их почти незаметно в густой листве. В начале июля на верхушке колбочки расцветает розовый цветок. В августе лепестки цветов облетают, колбочки краснеют. А плоды у шиповника очень целебны. Оболочка колбочки сладкая на вкус, но внутри очень много колючих семян. Есть эти колбочки нельзя! Осенью их собирают, сушат и зимой заваривают вкусный, витаминный чай.

--Чем кустарники отличаются от дерева? /

1. Кусты не имеют главного ствола, а имеют несколько или много стеблей.

2. Дерево выше, чем кустарник.

3. Корень дерева во много раз мощнее, чем у кустарника.

--Ребята,мы осмотрели с вами шиповник: - живой-зеленый, растет, и плодоносит. Все в порядке?

Ребята, теперь посмотрим на карту, есть еще природный объект «Цветник», давайте перейдем к нему.

Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой: Береги природу друг,

будет красота вокруг.

6 объект

-- Вот наш цветник. Посмотрите внимательно на эти цветы. Кто из вас вспомнит их названия? /Георгины, циннии, лен, октябринки, касмея, ирисы, календула (ноготки, хризантема, пионы, ромашки/

Посмотрите, есть цветы цветущие, а некоторые из них не цветут. В чем дело?

--Ирисы цвели в мае; Пионы – в июне; Лен, октябринки и хризантема зацветут позже осенью.

--Скажите, как можно любоваться цветами, не срывая их?/ понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать/

-- Как вы думаете, что необходимо всем растениям для роста и развития? / хороший уход и природные условия/

-- Кто знает, как нужно ухаживать за ними? /нужно рыхлить землю, поливать, срезать засохшие листики/

-- Ребята, в нашем цветнике есть засохшие листики? /да, есть / Давайте наведем порядок - уберем сухие листья.

Детям предлагается убрать засохшие листики (инвентарь - перчатки)

Ну, вот мы и закончили нашу работу. Теперь наш цветник в порядке? Красивый и благоухает. Хозяин экологической тропы Берендей будет доволен. Ребята, посмотрите, а вот и он, наблюдает за нами, как мы трудимся. Посмотрите, он приготовил нам угощение. Давайте скажем – спасибо.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

-- Вот, и, закончилось наше путешествие по экологической тропе. Ребята, какие природные объекты д/сада мы с вами сегодня осмотрели? / Березу, шиповник, цветы, огород, скворечник, летнюю лабораторию/

--Скажите, что вам запомнилось больше всего?

--Вспомните как мы помогали Берендею. /мы смотрели все ли в порядке с березой и шиповником, в огороде удаляли сорняки,  убирали сухие листья в цветнике. /

-- Молодцы, ребята. Наше занятии подошло к концу. Спасибо за внимание.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир.

Дыбина, О. В. Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина/ - М.: ТЦ Сфера, 2005 – 192с.

Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры.

Попова, Т. И. Мир вокруг нас.

Рыжова, Н. Игры, путешествие в мир природы.

Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду.

Ребенок в детском саду. №5, 2007 Лес – наше богатство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Здоровый образ жизни детей ясельной группы Чтоб здоровье сохранить, Организм свой укрепить, Знает вся моя семья Должен быть режим у дня.  ...